Как организовать ребенка с СДВГ. Часть 2

     No.1     Позитивный отклик

Для достижения успеха чаще всего начинают с материальных вознаграждений (наклейки, фруктовое мороженое, небольшие игрушки и т.д.) Со временем от этого можно постепенно отходить и переключаться на другие эпизодические виды вербальных или тактильных поощрений, например: «Отличная работа!», «Молодец!» или просто объятие. Они продолжают поддерживать даже после того, как ребенок развил в себе хорошие привычки, которые приводят к успехам.

  • одной из ключевых стратегий является то, что очень важно дать ребенку почувствовать себя хорошо. Нередко это освобождает от необходимости дисциплинировать.
  • не экономьте на вознаграждении. Детям с СДВГ нужно много позитивных откликов. Много маленьких, но частых вознаграждений в течение дня работает лучше, чем одно большое вознаграждение в конце.

 

      No.2      Действуйте рационально

Когда/если Вам необходимо привлечь ребенка к порядку, то говорите спокойно, тихим, но твердым голосом. Инструкции должны быть чёткими и лаконичными, потому что чем больше Вы говорите, тем меньше ребенок запоминает.

  • один из экспертов напоминает родителям: «Не говорите – действуйте!» Не будет никакого проку от того, что Вы будете читать ребенку лекции. В том, что это бессмысленное занятие Вы сможете убедиться, столкнувшись с последствиями этого.
  • постарайтесь не отвечать на поведение ребенка эмоционально. Если Вы становитесь сердитыми или начинаете повышать голос или, даже кричать, то своим поведением Вы быстрее убедите его в том, что он плохой ребенок, который всегда делает всё неправильно. Кроме того, потеряв самообладание Вы даёте ему понять, что не держите ситуацию под своим контролем.

 

      No.3       Непосредственное решение проблемы  

Для детей с СДВГ необходимо, чтобы их жизнь была структурирована и дисциплинирована, не меньше, чем у других детей. А то и больше. Очень заманчиво начать избегать проблем и «не видеть трудностей», списывая всё на гиперактивность, но Вы должны отдавать себе отчёт в том, что проблемы никуда не исчезнут и увеличится вероятность продолжения нежелательного поведения, а также значительные риски его ухудшения.

  • как и с большинством вещей в жизни: если игнорировать проблему, то она возрастет и ухудшается. В этом случае, лучшим выбором станет работа с проблемным поведением сразу же. Примите надлежащие меры незамедлительно, чтобы ребенок мог соединить своё поведение и Ваш «ответ» на это. Таким образом, со временем, они научатся отслеживать последствия своих действий и, несомненно, захотят их прекратить.
  • дети с СДВГ импульсивны и часто не задумываются о последствиях для своих действий. Зачастую не понимают, что они сделали что-то не так. Цикл таков что, если для ребенка не будет никаких последствий, то любая проблема будет только ухудшаться. Для этого и нужны взрослые, которые могут помочь им увидеть и изучить неправильность их поведения и потенциальные последствия их поступков.
  • надо признать, что детям с СДВГ нужно больше терпения, руководства и практики. Однозначно, Вы будете чрезвычайно расстроены, если начнёте постоянно сравнивать гиперактивного ребенка с типично развивающимся. На это тратиться больше времени, энергии и умственной деятельности. Поэтому прекратите сравнивать, лучше убедитесь в наличии положительного в маленьком человеке, и, таким образом, получите более желанный и продуктивный результат от взаимодействия.

 

    No.4      Предложите положительное укрепление

Успех ожидает тех родителей, которые чаще вознаграждают хорошее поведение детей с СДВГ, нежели наказывают плохое. Увидьте и похвалите то, что они делают правильно, вместо того, чтобы подвергнуть критике то, что они делают неправильно.

  • например, прививая навыки этикета за столом многие родители вместо того, чтобы критиковать как ребенок сидит, ест («Сядь прямо!», «Жуй с закрытым ртом!» и др. популярные фразы) сосредотачиваются на положительном поощрении и похвале в тот момент, когда их дети делают что-то правильно. Попробуйте хвалить, когда видите правильное использование посуды и приборов; отмечайте, когда ребенок является хорошим слушателем. Всё это поможет ему самому уделять больше внимания своим действиям, чтобы получить похвалу.
  • сами наблюдайте за своим отношением. Удостоверьтесь, что Вы даёте больше положительного подкрепления, чем отрицательного. Конечно, скорее всего Вам придётся стараться изо всех сил “ловить то, когда она была хорошей”, но поверьте – оно того стОит.

     

No.5      Разработайте систему положительного подкрепления

Есть много уловок, чтобы вдохновить на лучшее поведение — пряник часто работает лучше, чем угроза кнута. Например, если Ваш ребенок уже оделся и вовремя явился в кухню, то он может выбрать себе вафли вместо хлопьев. Предложение выбора является одним из удачных способов закрепить положительный успех.

  • продумайте положительную систему поведения, которая позволит ребенку зарабатывать привилегии – такие, как бонусы, особенный день или что-то подобное. Не забывайте и вычитать баллы, восполнить которые он может дополнительной работой по дому или другими действиями.
  • балловая система оценки может помочь формировать у детей мотивацию. Если Ваш сын не мотивирован собирать игрушки перед сном, то зная, что накопит баллы или заработает привилегии он быстро с справится с этой задачей. Смысл такого плана в том, что родители больше не плохие ребята, ущемляющие права детей. Их судьба находятся в их собственных детских ручках, и они должны взять на себя ответственность за свой выбор.
  • обратите внимание, что дети достигают большего успеха, когда имеют дело со списками, графиками и крайними сроками.
  • имейте в виду, что списки, расписания и графики могут иметь ограничения. Детям с СДВГ, даже мотивированным, трудно оставаться в рамках поставленной задачи. Если Ваши ожидания окажутся слишком высоки или не будут соответствовать поставленным задачам, то ребенок не достигнет успеха, а сама система будет полностью бесполезной.
  • например: лучше помочь ребенку написать сочинение, которое задали на дом, чем позволить пропустить занятие по скрипке. Нарушение распорядка может повлечь за собой неприятности.
  • другой пример: ребенку трудно контролировать своё поведение и ему крайне редко удаётся «заработать» достаточное количество звёзд для вознаграждения. Без положительного подкрепления он просто механически действует, а не осознанно «вкладывается» систему.

 

    No.6      Используйте как можно больше положительных, а не отрицательных формулировок

Вместо того, чтобы останавливать нежелательное поведение ребенка с СДВГ, лучше говорите, что нужно делать. Обычно детям трудно сразу же остановиться и начать думать об изменении поведения. Поэтому Вам стоит напомнить ему или ей, как необходимо поступить. Кроме того, ребенок с СДВГ зачастую не слышит частицы «не» в Вашей речи и, таким образом, его мозг просто не обрабатывает эту информацию правильно.

  • например: «Не прыгай на диване» меняем на «Мы сидим на диване».
  • «Погладь кошечку» вместо «Не тяни кошку за хвост».
  • для приучения к организованности можно использовать различные забавные и даже бессмысленные двустишия, например «Тик-так! Сяду так!» вместо «Не вставай».
  • создавая семейные правила, также сосредотачивайтесь на положительных сторонах. Вместо «Не играй дома в мяч!» используйте «В футбол играем на площадке» и т.д.

 

    No.7      Не уделяйте много внимания плохому поведению

Внимание - положительное или отрицательное - всегда является вознаграждением для детей с СДВГ. Таким образом, будет эффективным, если Вы уделите Вашему ребенку больше внимания, когда он хорошо себя ведёт, и ограничите общение при плохом поведении. Следовательно, внимание будет расцениваться ребенком, как вознаграждение.

  • например, если дочь встает по ночам, чтобы поиграть – тихо, но твердо положите её обратно, но без объятий и внимания. Не стесняйтесь конфисковать игрушки, ничего в это время не обсуждайте, иначе она будет чувствовать себя вознагражденной Вашим вниманием или что правила подлежат пересмотру. Если Вы последовательно не вознаграждаете плохое поведение, оно должно со временем исчезнуть.
  • если ребенку вздумалось порезать книжку-раскраску, просто уберите ножницы и книгу. Всё, что от Вас требуется – абсолютно спокойный вид и слова: «Мы режем бумагу».

Евгения Соломахина, учитель-дефектолог

/перевод с сайта https://m.wikihow.com/Discipline-a-Child-With-ADHD#_note-1/