Уроки толерантности в школе

Работая в инклюзивной школе, мы часто задаемся вопросом, как объяснить детям, что в нашем обществе есть люди с ограниченными возможностями здоровья и особенностями поведения. Наш учитель начальных классов Татьяна Константинова решила поделиться с вами опытом проведения уроков доброты, которые подготовила и проводит в первых классах.

Урок №1

  • Мы обсуждаем, что важно для жизни человека?

Появляется приблизительно такой список:

 

"У нас с вами все это есть в той или иной степени, а некоторый не так повезло, как нам. Некоторые дети рождаются с проблемами здоровья. Причем проблемы эти могут быть в трех сферах: тело, эмоции, интеллект".

Ссылка на презентацию

  • Галерея героев

Рассказываю о судьбе Ника Вуйчича – человеке, родившимся без рук и ног. Теперь этот человек собирает стадионы и вдохновляет здоровых людей на жизнь.

Стивен Хоккинг – активно работающий ученый-астрофизик, открывший чёрные дыры. Человек, у которого действует всего одна мышца в теле. А ещё он детский писатель.

Наши паралимпийцы – люди удивительной силы воли.

Конечно же единицы достигают таких вершин, как эти люди. В основном инвалидам приходится очень непросто, как физически, так и морально.

  • Я предлагаю детям написать пару слов левой рукой, левшам – наоборот.
  • Предлагаю детям прочитать отрывок из «Гадкого утёнка».
  • Объясняю, что наша школа инклюзивная, то есть в ней учатся дети-инвалиды.

Мы разбираем, что такое ДЦП. Это когда детям сложно управлять своим телом, тяжело говорить.  При этом они умные и интересные люди.

Аутизм – когда дети плохо понимают свои эмоции и эмоции окружающих. Они как бы не чувствуют собеседника. Их иногда захватывают отрицательные эмоции.

Важно помнить, что эти ребята, так же как и мы все нуждаются в тех вещах, о которых вы говорили в самом начале. И всем им нужна поддержка. Подумайте, что бы вы могли сделать, чтобы их жизнь в школе стала чуточку комфортнее.

  •  Д.з. – прочитать «Лягушонок и чужестранец».

Урок №2

  • Обсуждение идей – «Что мы можем сделать, чтобы всем было комфортнее?» Как правило, дети приходят к выводу, что ничего специального делать не надо, просто нужно быть внимательным, чтобы в случае необходимости поддержать человека.
  • Обсуждение книжки «Лягушонок и чужестранец». Как и почему менялось отношение зверей к крысёнку.
  • Смотрим мультфильм «Кастрюлька Анатоля»

Ссылка на мультик

  • Обсуждение мультфильма с позиции того, что у каждого из нас есть «своя кастрюлька». В частности у меня есть такие кастрюльки, как неорганизованность – быстро создаю беспорядок на рабочем месте и вспыльчивость. Я их представляю в виде горы на столе и гнева из мультика «Головоломка».
  • Предлагаю детям подумать, а какие у них есть кастрюльки? Можно их нарисовать.
  • Д.з. Придумать эффективные способы житья со своими кастрюльками.

Татьяна Константинова, педагог-психолог