Агрессивный ребенок. Часть 2 #Лайфхаки_от_психолога

В ответ на ваши отклики мы решили расширить список "рецептов", как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников.

   No.1   Спокойное отношение в случае незначительной агрессии

В тех случаях, когда агрессия детей и подростков неопасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:

  • Выражение понимания чувств ребенка ("Тебе обидно...")
  • Позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал...»)
  • Переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня...")
  • Полное игнорирование реакции ребенка/подростка (весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения)

Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения внимания к ним. Если ребенок/подросток проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.

   No.2   Акцентируем внимание на поступках (поведении), а не на личности ребенка

Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того, как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Категорические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение, протест и уводят от решения проблемы.

Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, не припоминая прошлых поступков, иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он не сможет критично оценить свое поведение. Важно указать ребенку на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.

Один из важных путей снижения агрессии – установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:

  • Констатация факта («Ты ведешь себя агрессивно...»)
  • Констатирующий вопрос («Ты злишься?»)
  • Раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть...», «Ты хочешь продемонстрировать силу...»)
  • Обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне...», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит...»)
  • Апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»)

   No. 3   Обсуждение поступка

Обсуждением поступка следует заниматься, когда ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время обсуждение инцидента следует провести как можно скорее. Во время разговора необходимо сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но и для самого маленького агрессора.

    No.4   Контроль над собственными негативными эмоциями

В ситуации взаимодействия с агрессивным ребенком взрослому необходимо тщательно контролировать свои негативные эмоции. Когда взрослый управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка.

    No.5   Демонстрация модели неагрессивного поведения

Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.

Приемы неагрессивного поведения взрослого:

  • Активное слушание. Это слушание без анализа, дающее возможность собеседнику высказаться. Оно заключается в умении внимательно молчать. Все что нужно делать – поддерживать течение речи собеседника, стараясь, что бы он полностью выговорился.
  • Пауза, дающая ребенку возможность успокоится
  • Внушение спокойствия невербальными средствами
  • Прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов
  • Использование юмора
  • Признание чувств ребенка

Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения.

   No.6   Снижение напряжения ситуации

Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими агрессию ребенка являются:

  • Повышение голоса, изменение тона на угрожающий
  • Демонстрация власти («Учитель здесь пока я!», «Будет так, как я скажу!»)
  • Крик, негодование
  • Агрессивные позы и жесты
  • Негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей
  • Использование физической силы
  • Втягивание в конфликт посторонних людей
  • Сравнение ребенка с другими детьми (не в его пользу)
  • Команды, жестокие требования, давление

    No.7   Сохранение положительной репутации ребенка

Для сохранения положительной репутации целесообразно:

  • Публично минимизировать вину подростка («Ты неважно себя чувствуешь...», «Ты не хотел его обидеть...»), но в беседе с глазу на глаз показать истину
  • Не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему, это позволит не спровоцировать новую вспышку агрессии

Ольга Шишова, педагог-психолог