“Арт-терапия как опыт свободы” – занятие с Еленой Макаровой

13 марта в нашей школе прошло удивительное по силе воздействия на  эмоциональное развитие учащихся событие – Арт-хеппинг. Вела мероприятие Елена Макарова, всемирно известный арт-терапевт, историк Катастрофы.

В процессе мероприятия ребята рисовали, обсуждали, двигались, слушали музыку и делали коллажи...  а на самом деле повторяли то, что делали дети под руководством Фридл Дикер-Брандейс в концлагере Терезин.

Очень простыми словами, без излишней сентиментальности и надрыва рассказывала Елена Макарова о жизни еврейских детей в гетто и концлагерях. О том, как в самые тяжелые периоды жизни искусство помогает оставаться человеком, любить, сочувствовать и помогать друг другу.

Из статьи "Фридл Дикер-Брандейс – арт-терапия как опыт свободы":

"Что может быть авангардное, чем реабилитация детей, обреченных на смерть, попытка пробудить их к жизни с помощью искусства? В тесноте, в подвале она делилась с детьми всем, что узнала от своих знаменитых учителей и изобретала новаторские методики, соотнося звук с линией, дыхание с движением, помогая своим маленьким ученикам познать свободу там, где ни свободы, ни будущего не было.

С появлением Фридл в детском доме в Терезине, где находились девочки 10-16 лет, началась эпидемия рисования. Рисовать можно что хочешь, это было прорывом, и рисунки стали способом «вернуться» в довоенную жизнь, почувствовать тепло разрушенного дома, ускользнуть из детдома в волшебную страну, увидеть и почувствовать то, чего не суждено узнать в этой жизни, такой короткой и страшной.

В занятиях рисованием она видела не только обучение искусству, но и способ реабилитации, дающий возможность выразить свои эмоции. С помощью арт-терапии она старалась пробудить в детях стремление к творчеству, которое в этих условиях становилось синонимом любви к жизни и надежды. В Терезине, в июле 1943 года Фридл написала руководство «Детский рисунок», в котором рассказывала о своей методике. Этому предшествовала выставка детских рисунков, прошедшая в подвале. «Отсутствие художественных средств – это не большая беда, – считала Фридл, – Самая большая беда это скудность духа»."