Как организовать ребенка с СДВГ

Воспитание ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) может быть очень непростым, поскольку таким детям нужны особые методы организации, которые далеко не всегда совпадают с привычными и традиционными. В противном случае вы будете вынуждены часто оправдывать поведение своего ребенка или стать слишком суровым в наказании. Следовательно, необходимо решить сложную задачу в нахождении баланса между этими двумя крайностями.

Специалисты, работающие с СДВГ подтверждают, что организовать и дисциплинировать таких детей может стать сложной задачей. Однако не стоит этого бояться. Главное, что лежит в основе решения – это терпение, последовательность и, конечно, любовь.[1]

 

No. 1    Определите критические потребности в расписании и организации вашей семьи

         Дети с СДВГ испытывают большие трудности в планировании, анализе деятельности, управлении временем и других навыках повседневной жизни. Чётко структурированная организационная система будет иметь решающее значение в повседневной жизни вашей семьи. Другими словами, создание правил поможет предотвратить возникновение ошибок, которые потом необходимо будет исправлять; а также, поможет избежать недопонимания между вами.

  • В основе многих действий ребенка с СДВГ лежит нехватка организации, которая подвластна ему не в полной мере. Семья может и должна вмешиваться, оказывать дополнительную помощь и проявлять терпение в этой области. В то же время, ребенок не должен соответствовать самым низким ожиданиям близких людей.
  • Обычно это касается таких вещей, как утренние процедуры, домашнее задание, время перед сном или ограничения на видеоигры.
  • Убедитесь, что ожидания ясны.Просьба «навести порядок в комнате» является неопределенной, и ребенок с СДВГ может растеряться, так как просто не знает, откуда и как начать. Таким образом, он быстро потеряет фокус. Возможно, лучше разделить эту просьбу на мелкие и чёткие подзадачи: «Убери игрушки», «Почисть клетку», «Положи одежду в шкаф».

 

 No. 2    Установите четкие процедуры и правила

Убедитесь, что в вашей семье есть определенный набор четких правил и ожиданий (как в стиле жизни, так и для ведения домашнего хозяйства). И помните, что дети с СДВГ не понимают намеков. Четко сообщите, что им нужно делать каждый день и чего вы ожидаете.

  • Например, если Вы всю неделю проводите на работе, то лучше, составить визуальное (наглядное) расписание и разместите его в комнате ребенка.Для этого можно использовать маркерную, магнитную или пробковую доску. Сделайте её забавой, используя разноцветные стикеры, наклейки и т.д. Чтобы у ребенка не осталось никаких вопросов проговорите, объясните и отметьте все события и дела.
  • Для всех видов повседневных задач, включая домашнюю работу (а она, как правило, является большой проблемой для большинства детей с СДВГ) определите порядок/процедуру их выполнения.
  • Удостоверьтесь, что ваш ребенок записывает домашнее задание каждый день в своем дневнике и, что для его выполнения есть строго отведенное место и время. Рекомендуем ознакомиться с домашним заданием и обязательно проверить её после выполнения.[2]

 

 

No. 3    Пошаговость

         Родители должны понимать, что дезорганизация, которая часто сопровождает детей с СДВГ, часто является результатом визуального подавления. [3] В результате чего ребенку с СДВГ все большие «проекты», будь то наведение порядка в комнате или помощь в накрывании стола к ужину необходимо делить на более мелкие подзадачи.

  • Например, попросите Вашего ребенка отобрать из чистого белья свои носки и убрать их на место. Можно сделать из этого игру: «Успей убрать, пока играет первая песня». Как только он справится с этим, обязательно похвалите его, а дальше можно продолжить с остальными вещами, пока дело не будет выполнено.
  • Деление задания на более мелкие шаги, распределенные во времени не только предотвращает появление разочарования, но и позволяет родителям дать ребенку положительную обратную связь и возможность испытать успех. Чем больше успеха и опыта, тем больше ребенок уверен в себе. Получая необходимый импульс положительной самооценки, Вы помогаете ему стать более успешным и в будущем. В конце концов, успех порождает успех! [4]
  • Детям с СДВГ трудно сфокусироваться, не отвлекаться и продолжать выполнять скучные задачи. Это не значит, что он или она хочет отказаться от своих обязанностей. Однако ожидание того, что ребенок может сделать это самостоятельно зачастую ошибочно. Лучше вместе с ним работать над приобретением положительного опыта, чем ожидать слишком многого и, в итоге, быть разочарованным.

 

No. 4    Организованность пространства

Установление подпрограмм развивает привычки, которые в своём большинстве будут с ребенком всю жизнь. Но для этого должна быть создана хорошая организационная система, которая будет поддерживать эти подпрограммы. Помогите ребенку всё устроить в его комнате (или его пространстве). Помните, что дети с СДВГ перегружены, потому что они замечают все сразу. Поэтому чем больше их вещей будет классифицировано и рассортировано по категориям, тем легче им будет справляться с таким множеством стимулов. [5] [6]

  • Дети с СДВГ хорошо умеют пользоваться ящиками, полками, настенными крючками и т. п., потому что это помогает им разделить все объекты на категории и свести к минимуму скученность. [7] [8]
  • Использование цветового кодирования, изображений и меток на полках также помогает минимизировать визуальный стресс. [9] [10]
  • Кроме «организации вещей» сделать окружающее пространство более успокаивающим поможет размусоривание. Поверьте, это не сделает комнату пустой, но избавит Вас и ребенка от сломанных и ненужных игрушек, одежды, которая не носится, а разбор полки c сувенирами и безделушками может значительно помочь в создании более гармоничной среды.

 

No. 5    Владейте вниманием Вашего ребенка

Как взрослый, Вы должны быть уверены в том, что прежде чем давать какие-либо указания или инструкции необходимо владеть вниманием ребенка. Если он или она не обращает на вас внимания, то ничего не будет достигнуто.

А как только ребенок начнет выполнять поставленную задачу, не отвлекайте его внимания от работы уточняя что-либо; ни в коем случае не начинайте обсуждений или разговоров, которые обязательно будут его отвлекать от выполнения.[11]

  • Убедитесь, что Вы с ребенком установили зрительный контакт. Нельзя быть до конца уверенным, но скорее всего, Вы будете услышаны.
  • Если взрослый сердитый, расстроенный или ведет неприятный для ребенка разговор, то скорее всего вся информация будет ребенком «отфильтрована». Это защитный механизм… Дети с СДВГ склонны расстраивать окружающих и знают об этом, поэтому они боятся быть подвергнутыми критике за то, что они реально (а не по злому умыслу) не могут себя контролировать. Поэтому и кричать не пробуйте, это вряд ли привлечет внимание ребенка.
  • Дети с СДВГ очень отзывчивы на забаву, неожиданность и причудливость. Например, можно начать перебрасываться с ним мячом и при этом задавать вопросы, озвучивать просьбы и т.д. Также хорошо привлекает их внимание воспроизведение любых ритмических рисунков при помощи хлопков, стука и др.
  • Детям с СДВГ трудно сосредоточиться, поэтому, когда они действуют помогите им: не прерывайте и не отвлекайте их.

 

No. 6    Физическая нагрузка

Детям с СДВГ живется намного лучше, если их физически нагружать различными способами

  • Дети с СДВГ должны заниматься какой-то физической активностью не менее 3-4 дней в неделю. Лучший выбор - боевые искусства, плавание, танцы, гимнастика и другие виды спорта, при которых работает тело.
  • В те дни, когда у них нет тренировок отправляйте их на улицу на свежий воздух, чтобы качаться на качелях, кататься на велосипеде, бегать в парке и т.д.

Евгения Соломахина, учитель-дефектолог

/перевод с сайта https://m.wikihow.com/Discipline-a-Child-With-ADHD#_note-1/